Версия сайта для слабовидящих

Педагог-психолог

Шесть родительских привычек, которые нарушают

эмоциональный контакт с ребёнком

24.04.2020

Эмоциональный контакт родителя и ребёнка - фундамент семейных взаимоотношений, на котором стоит многоэтажный дом под названием «воспитание». У каждого родителя есть потенциал сделать этот фундамент прочным, но иногда контакт с ребёнком теряется. У нас есть для вас хорошие новости: даже если контакт утерян, его можно вернуть. Как именно - рассказывает педагог- психолог Анастасия Николаевна.

Этот текст не расскажет родителям о симптомах и признаках нарушения контакта, которые можно увидеть в ребёнке. Ответственность за создание этой крепкой связи всецело отдана в руки родителю. Вместо этого я расскажу о родительских ошибках, которые могут привести к утрате близости с ребёнком.

1. Вы обращаете внимание на ребёнка только тогда, когда он делает что-то не так
Почему-то чаще замечается что-то плохое, а хорошее воспринимается как само собой разумеющееся. Когда ребёнок что-то роняет, мы сразу видим это и делаем замечание, но вот когда он аккуратно держит предмет в своей маленькой ручке, мы молчим или даже не замечаем.
Стоит понять, что ребёнок запоминает, что когда он делает что-то не так, родитель сразу обращает на него внимание. Его вывод: пакость = внимание. Количество замечаний пропорционально стремлению ребёнка скрывать и отдалиться от родителя.
Рекомендация. Обращайте своё внимание на то поведение, которое хотите видеть снова. Уравнение простое: видите позитивное поведение - подчеркните его. Например, так: «Мне нравится, когда я вижу, что ты играешь спокойно и сосредоточенно».

2. Вы не хвалите своего ребёнка
Скорее всего, сейчас все родители подумают: «Да это не про меня, я всегда хвалю своего ребёнка». Хвалебные слова в духе «молодец», «хорошо» и «супер» на сотый раз воспринимаются ребёнком как пустой звук. У такой похвалы всегда есть обратная сторона — обесценивание для ребёнка.
Мы же говорим о «качественной» похвале, когда родитель внимателен к ребёнку и видит, что именно у него хорошо получилось. Хвалить нужно за конкретное поведение, ведь таким образом вы развиваете в ребёнке уверенность в себе и способность увидеть результат своих действий.

Рекомендация. Замените слово «молодец» на фразу: «Мне нравится, как ты разукрасил этот дом», каждый раз подмечая деталь, которую ваш ребёнок сделал хорошо, даже самую маленькую.

3. Вы не обсуждаете его и свои эмоции
«Не плачь», «не грусти», «это глупости», «с мамой всё в порядке, просто в глаз что-то попало» - именно такие фразы отдаляют ребёнка от родителя. Ребёнок чувствует, что его эмоции не принимают, а родитель ему врёт о своих. Какой вывод он может сделать? «Да, проявлять свои эмоции плохо, тебя не поймут даже родители».
Говорить о своих эмоциях важно, а дать возможность ребёнку рассказать о его бедах без комментариев в стиле «не чувствуй» - важнее вдвойне.
Рекомендации. Используйте обозначение эмоций ребёнка. Если вы видите, что он грустит из-за ссоры с друзьями, вы можете сказать ему: «Это, должно быть, очень грустно и неприятно — поругаться со своими друзьями» или «Я вижу, что ты грустишь». Таким образом вы говорите о том, что принимаете его любым, что чувствовать - нормально. И напоминаете, что вы - рядом.

4. Вы считаете ребёнка ещё маленьким для того, чтобы делать самостоятельный выбор
Анекдот: «Маме холодно - надень свитер». Дети и вправду лучше знают, чего они хотят. Ребёнок может выбрать сам, какие штаны надеть, с кем играть, какими игрушками делиться - этот список можно продолжать ещё очень долго.
Предлагать ребёнку выбор - значит развивать его самостоятельность и ответственность, будучи рядом как болельщик, от которого он чувствует поддержку. А ещё мы все, в том числе и дети, имеем право на ошибку. Они имеют право выбрать не то, сделать вывод (не без помощи родителей) и пойти выбирать дальше.
Рекомендация. Дайте ребёнку выбирать и сталкиваться с последствиями выбора, поддерживая тем самым самостоятельность. Бывают ситуации, когда можно предложить ребёнку «выбор без выбора», только одно из двух: «Ты будешь рис или пюре на ужин?».

5. Вы используете насильственные методы воспитания
Тело вашего ребёнка - его священная территория с соответствующими границами. Нарушая его границы, вы показываете ему своё неуважение к его личности.
Бить, тягать, щипать, ставить на гречку - это неприемлемые методы воспитания для взрослого человека, который владеет речью для выражения своих мыслей. Родитель не имеет право бить своего ребёнка, что бы он ни сделал и каким бы он ни был.
Рекомендации. Сделайте глубокий вдох-выдох, дайте себе время успокоиться и подумать, как вы можете повлиять на поведение ребёнка без использования насилия. Спокойствие, ровный тон голоса и вербализация конкретного поведения, которое вы хотите увидеть, может помочь вам в этом нелёгком деле.

6. Вы мало времени проводите вместе
Сидеть рядом, уткнувшись в телефон, пока ребёнок собирает пазлы - не считается. Прийти к ребёнку, пока он собирает пазлы и собрать их за него - тоже не считается. В игре со своим ребёнком вы можете его чему-нибудь научить или научиться самому, узнать, что интересно вашему ребёнку и что его беспокоит.
Качественное время - это умение следовать инициативе ребёнка в игре, чтобы он чувствовал себя значимым, а в родителе увидел друга.
Рекомендация. Каждый день хотя бы 10 минут уделяйте настоящей игре. Пусть ребёнок выбирает её сам, а вы следуйте его инициативе.

В заключение хочется сказать всем родителям, что дети нуждаются в безусловной любви и принятии. Не забывайте про важность контакта, даже если вы устали. Вы непременно справитесь с трудностями и сохраните близость с ребёнком, если захотите.

Педагог-психолог: Нужная А.Н.

Развивающие игры для детей

31.03.2020

Я предлагаю вам много идей, чем можно занять ребенка дома, когда он скучает и все игрушки давным-давно надоели. При этом вам не придется особо тратиться на новые игры, достаточно будет того, что есть под ругой, чтобы своими руками смастерить новую забаву для детей.

  1. Шпионская бутылка - игра для детей своими руками 

Всё, что требуется, это хорошенько покопаться в своем ящике в поиске всяких ненужных мелочей: пуговицы, мелкие игрушки, наперстки, ключи. Сфотографируйте их, разложив на столе, потом засуньте в бутылку и засыпьте рисом или другой крупой.

Когда вам нужно свободное время, дайте ребёнку фотографию и шпионскую бутылку, попросив отыскать все элементы с картинки. Такие игры для малышей можно создавать своими руками снова и снова.

       2.  Игры для детей из палочек для мороженого

Игры из палочек для мороженого — отличный способ занять детей дома. Распечатайте рисунки различных геометрических фигур (треугольник, квадрат,  ромб) и пускай ваш ребёнок, используя рисунок, попробует сложить такую же фигурку из палочек. В отличии от палочек для счета, которые  также подойдут, палочки от мороженого не так просто потерять. 

       3.  Игры-шнуровки своими руками 

Отличная идея, чем занять ребёнка дома, - дать ему предмет с дырочками, в которые можно просунуть шнурок. Вырежьте фигурки из поролона, картона или бумажной тарелки сделайте  отверстия по краям. Дайте ребенку какую-то прочную веревочку, которую можно продеть через эти самые отверстия. 

С таким же успехом можно использовать коктейльные трубочки или пушистую проволоку вместо шнура и дуршлаг (шумовку) вместо картона, чтобы занять ребенка дома на какое-то время. 

        4. Игры с пластиковой посудой своими руками 

Наверняка,  у каждой мамы где-то дома завалялись пластиковые ложки и стаканчики с какого-то застолья. Из них тоже можно сделать развивающие игры для малышей своими руками.

Возьмите несколько прозрачных, белых и цветных пластиковых ложек После этого маркером нарисуйте на одной цветной и одной прозрачной одинаковые узоры. На остальных ложках также нарисуйте разные фигурки по этому принципу.

Смысл этой игры для малышей том, чтоб ваш ребёнок смог отыскать две ложки с одинаковым значком и положить их одна на другую. Это не только спасет вас, если вы не знаете, чем занять ребенка дома, но и научит ребенка различать фигурки.

       5. Сортировка квадратиков цветного картона                                                                                                                             

Еще одно занятие, которое не только развлекает, но и развивает. Для этой игры для детей своими руками купите цветной картон, разрежьте на маленькие квадратики разных цветов и прицепите на прищепку. Разложите перед ребёнком палитру цветов и пускай он постарается прикрепить прищепкой квадратик картона нужного цвета. Это и веселая, и поучительная игра для малышей.

       6.  Игры с водой                                                                                                                                                                              

Быстрый способ занять ребенка дома без особых усилий со стороны взрослых: налейте в таз воду, насыпьте мелких предметов (крышек от пластиковых бутылок, мячиков) и дайте задание малышу достать их при помощи палочек, ложки, черпака. 

       7.  Полоса препятствий дома

Возьмите цветной скотч, изоленту или малярную ленту, наклейте на пол в виде дорожек и островков. Затем, чтобы занять детей, предложите им пройти препятствие или проехать наперегонки игрушечными машинками, прокатить недольшой мячик по дорожке, дуя на него через соломинку для коктейлей. 

Такие игры не только помогают занять ребенка, чтобы он не скучал дома, но и развивают фантазию, тренируют мелкую моторику. 

педагог-психолог: Нужная А.Н.  

Как воспитать ответственного ребёнка?

13.01.2020

Ответственность бывает разной: за поступки и действия, за слова и обязательства, за принятие решений и ответственность за другого человека, а не только за себя. Ответственность не дается ребенку с самого рождения, она формируется в процессе развития и становления личности.

Чтобы стать ответственным ребенку необходимо выполнение определенного ряда факторов, например, таких как:

  1. Понимание поставленной цели и задачи перед ребенком.Это знание того, что нужно сделать и каким образом это можно сделать.
  2. Согласие с поставленной задачей. Для адекватного формирования ответственности ребенку важно, чтобы у него всегда был выбор, что ему делать в данный момент. Так называемая альтернатива выбора («Ты сегодня оденешь зеленую или синию шапку?»).
  3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия. Все самостоятельные стремления и желания ребенка должны сопровождаться похвалой, одобрением и принятием и ни в коем случае не зависеть от настроения родителей.

Для воспитания ответственного поведения у детей, родителям необходимо выполнять ряд условий:

  1. Любой ребенок в любом возрасте нуждается в положительной самооценке. Дошкольнику необходимо, чтобы родители его постоянно поддерживали и понимали. Необходимо, прежде чем приучать ребенка к ответственности, помогать ему, развить самоуважение и позитивную самооценку.
  2. Обязательно вводить в жизнь ребенка разумные ограничения и рамки. Они обеспечат чувство защищенности и безопасности. Ограничения и требования должны быть согласованы родителями между собой. Если папа что-то запретил, то мама не должна это разрешать и наоборот, также очень важна последовательность их исполнения.
  3. Проявляйте терпение к своему ребенку, ведь ответственность может сформироваться не сразу. Все зависит от индивидуальных особенностей личности, темперамента и характера. Старайтесь всегда учитывать возрастные особенности ребенка, накопленный детский опыт.
  4. Приучая ребенка к ответственности, не вмешивайтесь в дела, которые он может решить самостоятельно, без вашей помощи.

  Передавайте ребенку ответственность постепенно. Не нагружайте сразу несколькими непосильными делами. Новые обязанности прививайте поэтапно. Если ребенок с чем-то не справился и получил негативный опыт, обязательно нужно проговорить с ним, почему так произошло, как можно поступить в следующий раз, чтобы все получилось.

Ребенок в любом возрасте хочет видеть в родителях, прежде всего – друзей и не важно сколько ему лет. Всегда помните, что эмоциональная поддержка, искренняя заинтересованность успехами и результатами, уважение к проделанному ребенком труду, даже не всегда удачному, все это − залог того, что ребенок будет стараться, преодолев все переживания и страхи, становиться самостоятельным и ответственным.

педагог-психолог: Нужная А.Н.

Роль отца в развитии и воспитании  ребёнка

12.12.19

Все мы знаем, как значимы детско-родительские взаимоотношения на будущее развитие личности. Ребёнок растёт, развивается и учиться на основе своего взаимодействия с мамой и папой. В этот раз я хотела бы сделать акцент на отцовской фигуре.

Впервые различие между отцовской и материнской любовью описал Э.Фромм. Материнская любовь-это любовь безусловная, потому что это её ребёнок и даёт ощущение, что я «любим сам по себе» Отцовская же любовь по своей природе условна, «заслуженна». Это немного горько, но что же даёт роль отца для ребёнка? Конечно- не менее важное, хоть и немного иное.

Отец-это тот, кто учит узнавать дорогу в большой мир. Папа-это закон и порядок, дисциплина, путешествия и приключения.

Если мама нужна в раннем периоде детства (как защитница и обеспечение безопасности), то функция отца- учить, руководить, чтобы ребёнок смог справиться с проблемами, когда тот попадёт в общество.

По мнению ученых взаимодействие с отцом оказывает положительный эффект на умственное развитие ребёнка, усвоение моральных норм, формирование ответственности, папы-это проводники к независимости. Лишь папа может научить противостоять групповому давлению и проявлению инициативы.

Роль отца - это то, что позже у ребёнка будет поддерживать такие ценности как: духовные и социальные, а так же давать толчок для развития полоролевой идентичности (для мальчика: быть таким же мужественным как папа, для девочки: быть в таких же отношениях как с папой)

По качеству общения и количеству времени выделяют несколько типов взаимодействия отца и ребёнка:

Отсутствующий отец - отец, который принимает участие в жизни семьи на расстоянии (или мало присутствует)

Традиционный отец -отец как воплощение силы, авторитета и социальной компетенции. Ему свойственен авторитарный стиль воспитания, эмоциональной близости с ребёнком нет, т.к. поддерживается авторитет и власть.

Отец-партнёр -отец как образец, помощник и партнёр по играм. В семье распределение ролей «работа-внимательное отношение с детьми» построено равномерно.

Новый отец -  характеризуют «осознанное отцовство», когда отец занимается и заботится о ребёнке наравне с матерью с самого раннего возраста. Что, конечно, благоприятно сказывается на развитии детей.

Советы психолога для отцов:

  1. Помните, что вы важный человек, который является единственным взрослым мужчиной в семье и ваше участие в отношениях с ребёнком жизненно необходимо.
  2. Вспоминайте свои истории с папой: чем вы занимались, что важного он для вас сделал. Это будет давать силы для идей во взаимодействии с детьми.
  3. Выбирайте несложные физические игры   после работы: с детьми можно играть, даже лёжа на диване, а ваш вклад –бесценен.
  4. Вырастая сын или дочь будут опираться на вашу фигуру всю жизнь, поэтому вы можете осознанно подойти к вашим отношениям.
  5. Дети нуждаются в том, чтобы быть любимым, так же и в том, чтобы мама и папа любили друг друга.

                                                                                                                 С уважением, педагог-психолог: Одегова К. В.

 

Эмоциональный интеллект

25.03.19

Впервые обозначение EQ - emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта - ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели понятие «эмоционального интеллекта». Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта.

Как известно, эмоция-это регулятор нашего поведения, побуждение к действию.

Все люди, и дети в особенности, испытывают потребность в контактах, эмпатии и открытом общении.

Но, к сожалению, взрослые часто устраивают детям полный эмпатический провал, игнорируя и обесценивая роль чувств. (Не чувствуй; чувствуй, но не проживай, не выражай)

Если вас попросить составить список чувств, эмоций, он, вполне вероятно иссякнет на 10-15 слове. А их на самом деле около 500!!! ( а может даже больше)

Эмоции и чувства хранятся у нас в лимбической системе (средний мозг), в ней находятся отделы, отвечающие за хранение и обработку опыта. А запоминается он нам, благодаря эмоциональной окрасу.

Здесь может стать очевидным, что эмоциональный интеллект более эффективен при взаимодействии с жизнью. Ведь, в основном, только то что прожито, (а не то, что мы знаем из книжек) будет служить нам опорой, при принятии будущих решений.

Учёные утверждают, - лимбическая система выросла из обоняния и несёт важные функции для выживания, оповещая нас: опасно-не опасно, убегать-не убегать, родной человек или нет. В этом как маячки нас направляют чувства и эмоции. И если мы умеем определять верно их, опознавать –мы с лёгкостью можем выбрать верное для себя направление движение в жизни.

Не бороться с чувствами, а сотрудничать с ними называется эмоциональным интеллектом (Л.Петрановская)

Здесь мы можем говорить о следующих моментах, которые включает эмоциональный интеллект:

-Умение различать свои сильные стороны и знание пределов возможностей

-Умение управлять чувствами

-Важнейшее умение переживать фрустрацию (боль, обиду, разочарование) не разрушаясь

-Умение утешаться и успокаиваться

-Умение мотивировать себя и поддерживать мотивацию, умение гордиться своими достижениями

-Способность к эмпатии: понимать чувства и потребности других людей

-Умение давать и принимать эмоциональную поддержку

-Умение создавать и сохранять базовые глубокие длительные отношения, не смотря на конфликты

-Умение и желание вносить свой вклад и повышать эффективность того коллектива, в котором человек находится

 

Дар эмоционального интеллекта усиливается когнитивными функциями, но не может его заменить.

Что мы можем предлагать детям для повышения эмоционального интеллекта?

Прежде всего-это говорить с ними о своих чувствах. А для этого нужно изучить себя, свою эмоциональность. То есть, соединить наши знания с лимбической системой.

Составляйте словарик чувств. Записывайте их из разных произведений, например, литературных.

Разрешите проявляться разным чувствам в вашей семье, уменьшая зону «запретных» чувств (это могут быть такие установки: «нельзя злиться, обижаться», «нельзя слишком открыто любить» и т.д.)

Страшное выражение, например, когда ребёнок проявляет чувство, не желательное для родителей- «Наверное, это не наш (имя ребёнка)», -говорят они, или: «Его как подменили». Тем самым, испытывая законные чувства, малыш становится перед выбором-проявлять себя настоящего или остаться «нашим», но уже без чувств. (чаще всего выбирается второй путь, и в остатке на жизнь- ощущение, что искренность противоречит близости и принятию)

Объясняйте ребёнку то, что он чувствует, вместо того, чтобы поругать, - проговаривайте его состояние: «ты сейчас, скорее всего рассержен», «вот как ты меня любишь» и т.д.

Ищите выход для сложившейся эмоциональной ситуации: «Давай посмотрим, что можно с этим сделать»

Возьмите хорошей привычкой технику: «Я-высказывание», чтобы доносить и выражать своё состояние, не перекладывая ответственность за свои чувства на другого члена семьи.

С уважением, педагог-психолог  Одегова Кристина Владимировна

 

 

Как быть: бить или не бить?

21.02.19

Как это ни странно, но розги повсеместно начали отменять совсем недавно -в 20 веке, причем в большей части стран лишь во второй половине столетия.И ведь ничего – жили же люди. Однако больше всего с толку сбивает именно то, что среди наших значимых взрослых и даже некоторых знакомых ровесников растили кнутом и пряником, и кнут вроде как дал свои плоды. «А вот если б мне все с рук сходило»-думают они. Возможно и некоторым из вас, родители давали прочувстовать на себе такое воспитание.

Но давайте разберёмся с последствиями такого вида родительских мер.

Телесное наказание-это всегда унижение для личности ребёнка. Простое одёргивание может стать для чувствительного ребёнка травмой на всю жизнь.

Я не говорю о всех детях, ведь есть и действительно хулиганы, и когда шлепок по попе так и просится, в ответ на непослушание.

Но важно запомнить, что не ребёнок отвечает за умение эффективно договариваться, а именно. мы взрослые

Если научиться слышать вовремя детские потребности, многие конфликты можно избежать.

Избежать телесных наказаний помогает мысль, о том, что данная мера не просто бесполезна, но ещё и существенно вредит развитию маленькой личности: делает озлобленной к сверстникам ( так как не может ответить вам, ребёнок отомстит слабому,) учит агрессивности  и враждебности( так как видит пример со стороны родителя) и делает маленького ребёнка вместо любящего - запуганным существом

Итак, несколько советов вам . чтобы улучшать общение без телесных наказаний:

  1. Спокойствие и только спокойствие! Мир не рухнет, от того, что у ребёнка не получается оправдывать ваши ожидания
  2. Делайте скучные просьбы-интересными. Вовлекайте ребёнка в деятельность с помощью игры. Играйте сами!
  3. Придумывайте вознаграждения за хорошее поведение
  4. Помните. что ребёнок намного меньше вас, и не может вам ответить на равных. Не нужно злоупотреблять своей силой.
  5. Подбирайте обязанности под характер и темп маленькой личности.
  6. Во время отдыхайте и набирайтесь сил, чтобы не срываться на детях.

Педагог-психолог: Одегова К.В.

Признаки дисфункциональной семьи

29.03.18

Каждый из нас желает своему ребёнку лучшего. Очень важно в развитии учитывать семейную атмосферу, в которой растёт ваш малыш. Ведь он как губка вбирает в себя то, в чём он живёт. Конечно, проблемы во взаимоотношениях бывают у всех. И каждый родитель хоть раз в жизни чувствовал своё бессилие или злость в процессе воспитания. Но как говорится: «Семье, где помогают друг-другу, беды не страшны». Ребёнок действует по образцу, больше, чем по нашим нравоучениям. И если в семье лад, да здоровые отношения, мы можем предполагать, что у нас будут расти здоровый, счастливый сын или дочка.

Нездоровые отношения в семье появляются, когда   надёжные функции семьи нарушаются.

Признаки здоровой и не здоровой (дисфункциональной) семьи вы можете увидеть ниже. Если в каких-то пунктах описания дисфункциональной семьи  вы узнали свою ситуацию, стоит попробовать пересмотреть своё взаимодействие  или обратиться за консультацией к психологу.

 

 Дисфункциональная семья

Здоровая семья

Нет прямого общения. Манипуляции.

Прямо говорят о своих чувствах, желаниях, каждый имеет право на своё мнение.

Психологические границы либо слишком несгибаемые, либо они размытые.

Психологические границы ясно обозначены, не противоречат здравому смыслу. Гибкие.

Редко проводят свободное время вместе.

Есть место совместности. (Праздникам, позитивному вниманию, помощи)

Не имеют права на проблему, замалчиваются трудные ситуации. Делают вид, что их нет.

Проблемы признаваемы. Решаются по мере поступления, имеется право на помощь и поддержку.

Обесценивание личности. Человек –функция.

Ценность и уважение каждого члена семьи, вне зависимости от его полезности. Ты-ценен-потому что ты есть.

Уныние, частые депрессии. Зацикленность на чём-то. Зависимости. Унижение (физическое или словесное)

Юмор, смех приветствуются. Спонтанная атмосфера.

Все имеют достоинства.

Полная вседозволенность или тотальный контроль.

Свобода и дисциплина дозируются в равной степени.

Роли раздаются, вне собственных желаний.

Творчество и таланты поддерживаются и приветствуются.

Много секретов друг от друга. Есть запрещённые к обсуждению темы.

Открытость, честность в приоритете.

Чувства под запретом. Разделение на хорошие или плохие чувства.

Хороший уровень эмоционального интеллекта и эмпатии. Все чувства признаются. Разрешено свободно их проявлять.

Запрещено расти, менять роль с ребёнка на взрослого

Эффективная сепарация.(отделение)

 

                                                               С уважением, педагог-психолог МБДОУ№1 Одегова Кристина Владимировна