Версия сайта для слабовидящих

Педагог-психолог

Признаки дисфункциональной семьи

29.03.18

Каждый из нас желает своему ребёнку лучшего. Очень важно в развитии учитывать семейную атмосферу, в которой растёт ваш малыш. Ведь он как губка вбирает в себя то, в чём он живёт. Конечно, проблемы во взаимоотношениях бывают у всех. И каждый родитель хоть раз в жизни чувствовал своё бессилие или злость в процессе воспитания. Но как говорится: «Семье, где помогают друг-другу, беды не страшны». Ребёнок действует по образцу, больше, чем по нашим нравоучениям. И если в семье лад, да здоровые отношения, мы можем предполагать, что у нас будут расти здоровый, счастливый сын или дочка.

Нездоровые отношения в семье появляются, когда   надёжные функции семьи нарушаются.

Признаки здоровой и не здоровой (дисфункциональной) семьи вы можете увидеть ниже. Если в каких-то пунктах описания дисфункциональной семьи  вы узнали свою ситуацию, стоит попробовать пересмотреть своё взаимодействие  или обратиться за консультацией к психологу.

 

 Дисфункциональная семья

Здоровая семья

Нет прямого общения. Манипуляции.

Прямо говорят о своих чувствах, желаниях, каждый имеет право на своё мнение.

Психологические границы либо слишком несгибаемые, либо они размытые.

Психологические границы ясно обозначены, не противоречат здравому смыслу. Гибкие.

Редко проводят свободное время вместе.

Есть место совместности. (Праздникам, позитивному вниманию, помощи)

Не имеют права на проблему, замалчиваются трудные ситуации. Делают вид, что их нет.

Проблемы признаваемы. Решаются по мере поступления, имеется право на помощь и поддержку.

Обесценивание личности. Человек –функция.

Ценность и уважение каждого члена семьи, вне зависимости от его полезности. Ты-ценен-потому что ты есть.

Уныние, частые депрессии. Зацикленность на чём-то. Зависимости. Унижение (физическое или словесное)

Юмор, смех приветствуются. Спонтанная атмосфера.

Все имеют достоинства.

Полная вседозволенность или тотальный контроль.

Свобода и дисциплина дозируются в равной степени.

Роли раздаются, вне собственных желаний.

Творчество и таланты поддерживаются и приветствуются.

Много секретов друг от друга. Есть запрещённые к обсуждению темы.

Открытость, честность в приоритете.

Чувства под запретом. Разделение на хорошие или плохие чувства.

Хороший уровень эмоционального интеллекта и эмпатии. Все чувства признаются. Разрешено свободно их проявлять.

Запрещено расти, менять роль с ребёнка на взрослого

Эффективная сепарация.(отделение)

 

                                                               С уважением, педагог-психолог МБДОУ№1 Одегова Кристина Владимировна

Эмоциональный интеллект

 

25.01.18

Впервые обозначение EQ - emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта - ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели понятие «эмоционального интеллекта». Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта.

Как известно, эмоция-это регулятор нашего поведения, побуждение к действию.

Все люди, и дети в особенности, испытывают потребность в контактах, эмпатии и открытом общении.

Но, к сожалению, взрослые часто устраивают детям полный эмпатический провал, игнорируя и обесценивая роль чувств. (Не чувствуй; чувствуй, но не проживай, не выражай)

Если вас попросить составить список чувств, эмоций, он, вполне вероятно иссякнет на 10-15 слове. А их на самом деле около 500!!! ( а может даже больше)

Эмоции и чувства хранятся у нас в лимбической системе (средний мозг), в ней находятся отделы, отвечающие за хранение и обработку опыта. А запоминается он нам, благодаря эмоциональной окрасу.

Здесь может стать очевидным, что эмоциональный интеллект более эффективен при взаимодействии с жизнью. Ведь, в основном, только то что прожито, (а не то, что мы знаем из книжек) будет служить нам опорой, при принятии будущих решений.

Учёные утверждают, - лимбическая система выросла из обоняния и несёт важные функции для выживания, оповещая нас: опасно-не опасно, убегать-не убегать, родной человек или нет. В этом как маячки нас направляют чувства и эмоции. И если мы умеем определять верно их, опознавать –мы с лёгкостью можем выбрать верное для себя направление движение в жизни.

Не бороться с чувствами, а сотрудничать с ними называется эмоциональным интеллектом (Л.Петрановская)

Здесь мы можем говорить о следующих моментах, которые включает эмоциональный интеллект:

-Умение различать свои сильные стороны и знание пределов возможностей

-Умение управлять чувствами

-Важнейшее умение переживать фрустрацию (боль, обиду, разочарование) не разрушаясь

-Умение утешаться и успокаиваться

-Умение мотивировать себя и поддерживать мотивацию, умение гордиться своими достижениями

-Способность к эмпатии: понимать чувства и потребности других людей

-Умение давать и принимать эмоциональную поддержку

-Умение создавать и сохранять базовые глубокие длительные отношения, не смотря на конфликты

-Умение и желание вносить свой вклад и повышать эффективность того коллектива, в котором человек находится

 

Дар эмоционального интеллекта усиливается когнитивными функциями, но не может его заменить.

Что мы можем предлагать детям для повышения эмоционального интеллекта?

Прежде всего-это говорить с ними о своих чувствах. А для этого нужно изучить себя, свою эмоциональность. То есть, соединить наши знания с лимбической системой.

Составляйте словарик чувств. Записывайте их из разных произведений, например, литературных.

Разрешите проявляться разным чувствам в вашей семье, уменьшая зону «запретных» чувств (это могут быть такие установки: «нельзя злиться, обижаться», «нельзя слишком открыто любить» и т.д.)

Страшное выражение, например, когда ребёнок проявляет чувство, не желательное для родителей- «Наверное, это не наш (имя ребёнка)», -говорят они, или: «Его как подменили». Тем самым, испытывая законные чувства, малыш становится перед выбором-проявлять себя настоящего или остаться «нашим», но уже без чувств. (чаще всего выбирается второй путь, и в остатке на жизнь- ощущение, что искренность противоречит близости и принятию)

Объясняйте ребёнку то, что он чувствует, вместо того, чтобы поругать, - проговаривайте его состояние: «ты сейчас, скорее всего рассержен», «вот как ты меня любишь» и т.д.

Ищите выход для сложившейся эмоциональной ситуации: «Давай посмотрим, что можно с этим сделать»

Возьмите хорошей привычкой технику: «Я-высказывание», чтобы доносить и выражать своё состояние, не перекладывая ответственность за свои чувства на другого члена семьи.

С уважением, педагог-психолог  Одегова Кристина Владимировна

Дед Мороз и чудо

 

11.12.17

Каждый взрослый помнит, как он маленький с нетерпением ждал Нового года, подарков, радостной суматохи, елочки-красавицы, танцев и праздника. Тут вы с лёгкостью узнаете в этом воспоминании, эмоциональное состоянии и своего ребёнка.

         Часто родители могут услышать, особенно в преддверии праздника, такой вопрос:

- Мама, папа. А Дед Мороз, он настоящий?

         Многие дети задаются вопросом. Кто же приносит им подарки?

И тут многие мамы и папы встают перед дилеммой: доказывать, что волшебник Дед Мороз существует, но тем самым это означает встать перед фактом собственного обмана или рассказать правду, тем самым, обнажив перед ребёнком реальность, такую как она есть.

         Что же мы психологи можем сказать на этот счёт? Моё мнение - однозначно поддерживать веру в Чудо.

         Все ощущения праздника и чуда хранятся у нас в детских воспоминаниях. И где-то между строк ребёнок понимает, что возможно в этом и есть участие взрослых, но любой с замиранием сердца каждый раз ожидает доброго и большого Волшебника.

Эта детская сказка с угощениями, весельем и подарками - важная часть беззаботного детства, которое важно прожить каждому. Ведь становясь взрослыми, мы опираемся на тот детский опыт, который у нас был. И праздники - это неотъемлемая часть эмоционального благополучия и радости, несущая нам такие чувства как веру, надежду и доверие к миру.

         Оставьте место чуду.

         Прячьте подарки, считайте дни до Нового года целый месяц (например, сделайте необычный  календарь  и каждое утро отмечайте дни), пишите письма Дед Морозу, украшайте дом, мечтайте вместе, рисуйте свои мечты. И кто знает - может они сбудутся в ближайшее время.

         В любом случае - Чудо начинается с вас.

С наступающим Новым годом, любви и понимания вам к друг - другу.

Педагог-психолог Одегова Кристина Владимировна 

Играем и развиваемся летом

29.05.17

Вот и закончился учебный год в детском саду. Кто-то из детей пойдёт в школу, кто-то в следующую по возрасту группу.  Многие из вас, родители, поедут в отпуск с детьми или будут организовать летнее время без дошкольной организации. И в этот период важными становятся ваши   взаимоотношения. В течение года, большую часть времени ребёнок был занят в саду играми, занятиями, общался со сверстниками, и вдруг на летний период это выпадет из его жизни, и вы, наконец-то, получите возможность побыть больше времени со своим ребенком. 

Предлагаю выбрать на лето метод НАБЛЮДЕНИЯ за своим малышом. На что следует обратить внимание:

- Прежде всего, очень важно понаблюдать за эмоциональным фоном ребёнка. Нет ли тревожности, агрессивности, страхов и т.д. Ведь в саду у него своя жизнь: со своими победами и поражениями. Возможно, за год он пережил что-то, что вы не заметили. За лето важно добавить ребёнку позитивных переживаний в виде совместного отдыха, игр и радостных событий. Вернуть утраченную эмоциональную привязанность между вами - это та база, на которой будет держаться его настроение и доверие, когда вы опять отведёте его в детский коллектив.

- Социально - коммуникативная сфера.  Обратите внимание на то, как ваш малыш общается с другими детьми, взрослыми, животными. Важно развивать позицию: Я - хороший, ОН (другой) - хороший. Уметь быть вежливым, просить, договариваться, уважать - то, чему важно научить ребёнка в летний период.  Всё это так же формируется через образец поведения родителей.

- Познавательная сфера. Насколько ребёнок внимателен, запоминает ли он информацию, стремится ли узнавать новое… Театры, цирк, библиотеки, экскурсии, посещение выставок, чтение книг - всё это внесёт вклад в интеллектуальное развитие дошкольника.

- Физическое состояние. По возможности обследовать организм малыша, укрепить его витаминами и посильным спортом (катание на велосипедах, лошадях, плавание в море,  походы на природу, в парки и т.д. - прекрасная возможность  для этого).

- Самостоятельность. Ещё один из важных моментов, за которым важно понаблюдать.  Посмотрите, что у ребёнка получается, а что ещё нет. Важно помочь ему научиться самостоятельно кушать, одеваться - раздеваться, убирать за собой вещи и игрушки. Это поможет преодолеть трудности самообслуживания в детском саду.

Очень важно не перегружать ребёнка!

Пусть летний период будет временем новых событий, впечатлений; укрепит семейные взаимоотношения.

                                                                                       С уважением, ваш педагог – психолог Одегова Кристина Владимировна.