Версия сайта для слабовидящих

Педагог-психолог

Эмоциональный интеллект

25.03.19

Впервые обозначение EQ - emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта - ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели понятие «эмоционального интеллекта». Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта.

Как известно, эмоция-это регулятор нашего поведения, побуждение к действию.

Все люди, и дети в особенности, испытывают потребность в контактах, эмпатии и открытом общении.

Но, к сожалению, взрослые часто устраивают детям полный эмпатический провал, игнорируя и обесценивая роль чувств. (Не чувствуй; чувствуй, но не проживай, не выражай)

Если вас попросить составить список чувств, эмоций, он, вполне вероятно иссякнет на 10-15 слове. А их на самом деле около 500!!! ( а может даже больше)

Эмоции и чувства хранятся у нас в лимбической системе (средний мозг), в ней находятся отделы, отвечающие за хранение и обработку опыта. А запоминается он нам, благодаря эмоциональной окрасу.

Здесь может стать очевидным, что эмоциональный интеллект более эффективен при взаимодействии с жизнью. Ведь, в основном, только то что прожито, (а не то, что мы знаем из книжек) будет служить нам опорой, при принятии будущих решений.

Учёные утверждают, - лимбическая система выросла из обоняния и несёт важные функции для выживания, оповещая нас: опасно-не опасно, убегать-не убегать, родной человек или нет. В этом как маячки нас направляют чувства и эмоции. И если мы умеем определять верно их, опознавать –мы с лёгкостью можем выбрать верное для себя направление движение в жизни.

Не бороться с чувствами, а сотрудничать с ними называется эмоциональным интеллектом (Л.Петрановская)

Здесь мы можем говорить о следующих моментах, которые включает эмоциональный интеллект:

-Умение различать свои сильные стороны и знание пределов возможностей

-Умение управлять чувствами

-Важнейшее умение переживать фрустрацию (боль, обиду, разочарование) не разрушаясь

-Умение утешаться и успокаиваться

-Умение мотивировать себя и поддерживать мотивацию, умение гордиться своими достижениями

-Способность к эмпатии: понимать чувства и потребности других людей

-Умение давать и принимать эмоциональную поддержку

-Умение создавать и сохранять базовые глубокие длительные отношения, не смотря на конфликты

-Умение и желание вносить свой вклад и повышать эффективность того коллектива, в котором человек находится

 

Дар эмоционального интеллекта усиливается когнитивными функциями, но не может его заменить.

Что мы можем предлагать детям для повышения эмоционального интеллекта?

Прежде всего-это говорить с ними о своих чувствах. А для этого нужно изучить себя, свою эмоциональность. То есть, соединить наши знания с лимбической системой.

Составляйте словарик чувств. Записывайте их из разных произведений, например, литературных.

Разрешите проявляться разным чувствам в вашей семье, уменьшая зону «запретных» чувств (это могут быть такие установки: «нельзя злиться, обижаться», «нельзя слишком открыто любить» и т.д.)

Страшное выражение, например, когда ребёнок проявляет чувство, не желательное для родителей- «Наверное, это не наш (имя ребёнка)», -говорят они, или: «Его как подменили». Тем самым, испытывая законные чувства, малыш становится перед выбором-проявлять себя настоящего или остаться «нашим», но уже без чувств. (чаще всего выбирается второй путь, и в остатке на жизнь- ощущение, что искренность противоречит близости и принятию)

Объясняйте ребёнку то, что он чувствует, вместо того, чтобы поругать, - проговаривайте его состояние: «ты сейчас, скорее всего рассержен», «вот как ты меня любишь» и т.д.

Ищите выход для сложившейся эмоциональной ситуации: «Давай посмотрим, что можно с этим сделать»

Возьмите хорошей привычкой технику: «Я-высказывание», чтобы доносить и выражать своё состояние, не перекладывая ответственность за свои чувства на другого члена семьи.

С уважением, педагог-психолог  Одегова Кристина Владимировна

 

 

Как быть: бить или не бить?

21.02.19

Как это ни странно, но розги повсеместно начали отменять совсем недавно -в 20 веке, причем в большей части стран лишь во второй половине столетия.И ведь ничего – жили же люди. Однако больше всего с толку сбивает именно то, что среди наших значимых взрослых и даже некоторых знакомых ровесников растили кнутом и пряником, и кнут вроде как дал свои плоды. «А вот если б мне все с рук сходило»-думают они. Возможно и некоторым из вас, родители давали прочувстовать на себе такое воспитание.

Но давайте разберёмся с последствиями такого вида родительских мер.

Телесное наказание-это всегда унижение для личности ребёнка. Простое одёргивание может стать для чувствительного ребёнка травмой на всю жизнь.

Я не говорю о всех детях, ведь есть и действительно хулиганы, и когда шлепок по попе так и просится, в ответ на непослушание.

Но важно запомнить, что не ребёнок отвечает за умение эффективно договариваться, а именно. мы взрослые

Если научиться слышать вовремя детские потребности, многие конфликты можно избежать.

Избежать телесных наказаний помогает мысль, о том, что данная мера не просто бесполезна, но ещё и существенно вредит развитию маленькой личности: делает озлобленной к сверстникам ( так как не может ответить вам, ребёнок отомстит слабому,) учит агрессивности  и враждебности( так как видит пример со стороны родителя) и делает маленького ребёнка вместо любящего - запуганным существом

Итак, несколько советов вам . чтобы улучшать общение без телесных наказаний:

  1. Спокойствие и только спокойствие! Мир не рухнет, от того, что у ребёнка не получается оправдывать ваши ожидания
  2. Делайте скучные просьбы-интересными. Вовлекайте ребёнка в деятельность с помощью игры. Играйте сами!
  3. Придумывайте вознаграждения за хорошее поведение
  4. Помните. что ребёнок намного меньше вас, и не может вам ответить на равных. Не нужно злоупотреблять своей силой.
  5. Подбирайте обязанности под характер и темп маленькой личности.
  6. Во время отдыхайте и набирайтесь сил, чтобы не срываться на детях.

Педагог-психолог: Одегова К.В.

Признаки дисфункциональной семьи

29.03.18

Каждый из нас желает своему ребёнку лучшего. Очень важно в развитии учитывать семейную атмосферу, в которой растёт ваш малыш. Ведь он как губка вбирает в себя то, в чём он живёт. Конечно, проблемы во взаимоотношениях бывают у всех. И каждый родитель хоть раз в жизни чувствовал своё бессилие или злость в процессе воспитания. Но как говорится: «Семье, где помогают друг-другу, беды не страшны». Ребёнок действует по образцу, больше, чем по нашим нравоучениям. И если в семье лад, да здоровые отношения, мы можем предполагать, что у нас будут расти здоровый, счастливый сын или дочка.

Нездоровые отношения в семье появляются, когда   надёжные функции семьи нарушаются.

Признаки здоровой и не здоровой (дисфункциональной) семьи вы можете увидеть ниже. Если в каких-то пунктах описания дисфункциональной семьи  вы узнали свою ситуацию, стоит попробовать пересмотреть своё взаимодействие  или обратиться за консультацией к психологу.

 

 Дисфункциональная семья

Здоровая семья

Нет прямого общения. Манипуляции.

Прямо говорят о своих чувствах, желаниях, каждый имеет право на своё мнение.

Психологические границы либо слишком несгибаемые, либо они размытые.

Психологические границы ясно обозначены, не противоречат здравому смыслу. Гибкие.

Редко проводят свободное время вместе.

Есть место совместности. (Праздникам, позитивному вниманию, помощи)

Не имеют права на проблему, замалчиваются трудные ситуации. Делают вид, что их нет.

Проблемы признаваемы. Решаются по мере поступления, имеется право на помощь и поддержку.

Обесценивание личности. Человек –функция.

Ценность и уважение каждого члена семьи, вне зависимости от его полезности. Ты-ценен-потому что ты есть.

Уныние, частые депрессии. Зацикленность на чём-то. Зависимости. Унижение (физическое или словесное)

Юмор, смех приветствуются. Спонтанная атмосфера.

Все имеют достоинства.

Полная вседозволенность или тотальный контроль.

Свобода и дисциплина дозируются в равной степени.

Роли раздаются, вне собственных желаний.

Творчество и таланты поддерживаются и приветствуются.

Много секретов друг от друга. Есть запрещённые к обсуждению темы.

Открытость, честность в приоритете.

Чувства под запретом. Разделение на хорошие или плохие чувства.

Хороший уровень эмоционального интеллекта и эмпатии. Все чувства признаются. Разрешено свободно их проявлять.

Запрещено расти, менять роль с ребёнка на взрослого

Эффективная сепарация.(отделение)

 

                                                               С уважением, педагог-психолог МБДОУ№1 Одегова Кристина Владимировна