Версия сайта для слабовидящих

Инструктор по физической культуре

Радость в движениях -  ключик к здоровью

 20.11.17 

Наше общество всегда стремилось к тому, чтобы  каждый ребёнок, начиная с самого раннего возраста, рос здоровым, крепким и всесторонне развитым. Это возможно при условии, если ребёнок посещает дошкольное учреждение, в котором, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье и другие необходимые качества для гармонического развития личности.

         Главная задача деятельности нашего дошкольного учреждения - вырастить здорового и образованного человека с осознанным отношением к укреплению и сохранению своего здоровья. В общей системе педагогического процесса физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место, так как именно в детстве формируется здоровье и понимание его ценности в жизни каждого человека. По моему мнению, основным в оздоровлении является не само упражнение, а состояние в котором оно выполняется. Физкультурно-оздоровительная деятельность в нашем дошкольном учреждении  проходит на фоне позитивного и эмоционального настроя, так как положительные эмоции избавляют детей от физического и психического напряжения, что стимулирует к повторному выполнению движений. И наоборот,  угнетённое состояние тормозит двигательные процессы и подрывает иммунную систему, а это приводит к дефициту психического и физического здоровья, поэтому я предлагаю движения с яркой эмоциональной картинкой, которые вызывают у ребёнка радость, познавательный интерес, и желание повторить свои действия. Такие движения к тому же предполагают не только механическое выполнение, но и формируют осознанное отношение детей к здоровому образу жизни.

         Одним их важнейших средств профилактики психоэмоционального напряжения являются средства физического воспитания. В своей практике я применяю традиционные и нетрадиционные методики физического воспитания. Они доступны, интересны для детей и благотворно сказываются на их здоровье. Для решения главной задачи я отдаю предпочтение следующим приёмам обучения:

·         гимнастика мозга

·         массаж  БАТ

·         дыхательная гимнастика

·         пальчиковая гимнастика

·         танцевально-ритмическая гимнастика

·         подвижные игры с музыкальным сопровождением

         Приведу пример влияния выше перечисленных средств. Известно, что на нормальное функционирование мозга зависит от обогащения его кислородом. Условия нашего региона не всегда позволяют проводить всю физкультурно-оздоровительную деятельность на воздухе, но этому есть альтернатива - выполнение специальных упражнений, которые способствуют обогащению крови кислородом. Например, упражнения «Перекрёстные шаги», «Тянем – потянем», «Зарядись энергией». Эти и другие упражнения помогают нашим детям управлять своей эмоциональной, умственной и физической жизнью.

         Для повышения защитных свойств организма дошкольников необходимо обязательно выполнять массаж биологически активных точек. Под действием, которого организм вырабатывает свои собственные лекарства для профилактики и борьбы с болезнями. Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать с помощью таких игр как «Чебурашка», «Скульптор», «Неболейка». Эти упражнения дают детям возможность подойти творчески к процессу и ощутить внутреннюю радость от созданного образа.

         Наряду с массажем БАТ для профилактики простудных заболеваний я использую упражнения на восстановления дыхания, которые используются после движений циклического характера. Такие упражнения как: «Часики», «Сова», «Заблудился» способствуют тренировке правильного носового дыхания, улучшают функции дыхания и укрепляют дыхательную мускулатуру, а проведение в игровой форме повышают интерес у детей к их выполнению.

         Прекрасным средством для всестороннего развития ребёнка, служат пальчиковые игры. В своей практике я использую следующие игры: «Семья», «Улитка», «Игрушки», «Мебель» и многие другие, которые помимо решения своих специфических задач параллельно дополняют комплекс средств, формирующих в сознании ребёнка, мысль о том, что любое движение – это ключик к здоровью.

         Танцевально-ритмическая гимнастика один из наиболее популярных приёмов, который используется нами при обучении детей движениям. Она основана на простых общеразвивающих упражнениях, выполняемых под музыкальное сопровождение, а входящие в неё элементы танца, сюжетные композиции отвечают возрастным особенностям дошкольников, дети с желанием вовлекаются в процесс обучения, становятся жизнерадостными и обогащают свой двигательный запас. Нашим детям очень нравится танцевально-ритмическая гимнастика «Богатырская сила», «Точка, точка, запятая», «Гномик», «Белый снег», «Замри», «Молодежь кубани», «Детский сад» и др. Для удобства работы  все комплексы танцевально-ритмической гимнастики оформлены мной в картотеку, которая постоянно пополняется и обновляется.

         Использование музыки в упражнениях и играх легко осваиваются, быстро запоминаются детьми, что помогает им быстрее входить в образ и получать удовольствие от выполняемых движений. Все выше перечисленные средства воздействия на ребёнка создают интерес и радость к движениям, очень эффективно стимулируют его к самостоятельному использованию в повседневной жизни. Работа по физическому воспитанию не должна быть построена только на применении узкого спектра средств. Её необходимо проводить, используя принцип целостного подхода   к ребёнку.

 

         Ещё раз хотелось отметить значимость положительного эмоционального настроя при контакте с детьми со стороны педагога. Он должен на собственном примере показывать ребёнку, что здоровым быть хорошо. Когда ты здоров и весел у тебя много друзей, ты стремишься многое узнать и способен достичь высоких вершин в своём развитии. 

Гусева Л.А., инструктор по физической культуре

Сотрудничество ДОО и семьи по физическому развитию дошкольников

 

14.06.17                                                                                                                                                           

В нормативно - правовых документах уделяется внимание работе по физическому развитию дошкольников. В закона «Об образовании» сказано: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.

Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольной организации. Ни одна, даже лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. В дошкольной организации должно быть создано сообщество «дети – родители – педагоги», для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Занятость родителей, недостаточность игрушек - двигателей, активных видов деятельности,спортивных уголков, бесконтрольный просмотр телепередач - эти неблагоприятные факторы семейного воспитания во многом являются причиной слабого физического развития детей.

Сотрудничество детского сада и семьи направлено на достижение цели – разработки новых подходов к взаимодействию дошкольной организации и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка. Содержание работы по оздоровлению и физическому воспитанию детей зависит от возраста детей и реализуется на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой, а двигательно-игровая деятельность - это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста

Работа с родителями проводится систематически и включает в себя такие мероприятия как анкетирование, родительские собрания, консультации. Достаточно распространены квест-игры, мини - туризм на территории ДОО, туристические походы в городские парки.

Разработанный цикл совместных занятий игрового тренинга для детей и родителей «Навстречу друг другу» позволил в процессе двигательно-игровой деятельности проводитькоррекциюсложившихся взаимоотношений между родителями и детьми, оказывать психологическуюподдержкуи помощьсемьям.

Проводятся различные, конкурсы, Дни здоровья, совместные проекты. Очень интересно, с участием большого количества семей осуществлен проект  «Здоровая семья». Самыми важными этапами сталиконкурсы фотогазет «Спортивный портрет нашей семьи», конкурс «Любимая подвижная игра семьи», конкурс рисунков «Мы любим спорт», викторина «Как стать Неболейкой».

Спортивно - музыкальные развлечения «Мама, папа, я - спортивная семья!», проводимые в рамках «Недели здоровья», также способствуют укреплению взаимоотношений с семьями воспитанников, формированию у детей основ здорового образа жизни, причем дети активно стремятся вовлечь родителей в мероприятия.

С большим удовольствием родители совместно с детьми принимают участие в утренней гимнастике, которая проводится на свежем воздухе под музыкальное сопровождение, на спортивных праздниках родители - участники и болельщики.

Для ознакомления детей с различными видами спорта проводятся встречи с родителями- спортсменами, на которых мамы и папы с удовольствием рассказывают о любимом виде спорта, демонстрируют свои награды.

Однозначно, налаживание отношений с родителями, вовлечение их в воспитательно - образовательный процесс - дело ни одного дня. Но каждодневная работа всего педагогического коллектива дает определенные результаты. Показателями эффективности работы с родителями считаем  увеличение числа родителей, удовлетворенных работой ДОО, проявляющих высокую активность и участвующих в образовательной деятельности. А результативность физической подготовленности, соответствие уровня физического развития возрастным критериям, наличие стойких привычек по уходу за своим телом в целях сохранения и укрепления здоровья, положительная динамика посещаемости детей ДОО - показателями работы с детьми.

                                                                                       Беспоясная Ю.А., инструктор по физической культуре

Физическое здоровье и готовность ребёнка к обучению в школе

23.03.16
Уважаемые родители!
    У детей предшкольного возраста интенсивно развивается опорнодвигательная система. Идёт формирование всех изгибов позвоночника (шейного, грудного, поясничного).
   Но формирование костей грудной клетки ещё не закончено, отсюда большая гибкость скелета. А это – хорошие возможности для занятий физкультурой и спортом.
  Теперь представьте, какую нагрузку испытывает опорнодвигательный аппарат, когда ребёнку необходимо удерживать «сидячую позу». И если он не следит за положением своего тела, то это может привести к нарушению осанки.
  Позвоночник будущего школьника очень чувствителен ко всем деформирующим воздействиям, поэтому
следите за соразмерностью мебели, за которой он сидит;
наблюдайте за правильной посадкой за столом;
не удивляйтесь, почему наши дети непоседы, и регулируйте игровую двигательную активность ребёнка;
и ещё: следите за весом ранца своего  будущего школьника!
Вес ранца не должен превышать 10% веса ребёнка!
     Если ребёнок физически ослаблен, ему будет трудно работать на уроке из - за быстрой утомляемости.
     ЗАДУМАЙТЕСЬ:
обращаете ли Вы внимание на развитие крупных групп мышц ребёнка и основных двигательных навыков в беге, прыжках, лазании, метании и др.?  
   Всё это очень важно и для взаимодействия с детьми, и для уверенности ребёнка в себе, осознания, что он не менее, чем другие, ловок, силён, быстр
   Способствуете ли Вы тому, чтобы прогулка ребёнка включала в себя занятия сезонными видами спорта? Например, зимойкататься с горки на санках, играть в хоккей, летомплавать, кататься на велосипеде, роликовых коньках и др.
  Развивающийся организм будущего школьника нуждается в постоянном движении!
   Активно ли Вы используете все доступные средства для профилактики нарушения осанки ребёнка:
- движения во всех видах;
- подвижные игры на воздухе;
- утреннюю гимнастику;
- постоянное наблюдение за позой ребёнка во время игр, занятий за столом;
- ежедневное выполнение в семье «золотого» комплекса упражнений с палкой?
   Ваше внимание и активное участие в физическом воспитании ребёнка в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ обеспечат успешную готовность  к обучению в школе
                                                                                            Инструктор по физической культуре Ю.А.Беспоясная