Версия сайта для слабовидящих

Учитель-логопед

 
                               "Родителям о детях с нарушениями звукопроизношения - дислалией"
03.02.2020

Если ребёнок, подрастая, т. е. в 4,5 – 5 лет, не обнаруживает задержек в овладении словарём, фразовой речью, продолжает говорить «как маленький», т. е. с признаками косноязычия, которое было допустимо ранее, то это тревожный симптом. Он – показатель того, что у ребёнка созревает с опозданием специальный, так называемый речевой слух.

     Правда, есть и такие дети, у которых речевой слух развивается. Они различают звуки речи, их смысловые признаки (фонемы) и понимают смысл слов, но не могут правильно выговорить те или иные звуки речи – искажают их. Именно такое нарушение речи называют дислалией. Причин, по которым она появляется, много: и плохая координация движений органов артикуляции (незрелость соответствующих зон мозга), и «ненаработанность» (неуклюжесть) этих мышц в ранний период. «Виноваты» здесь и  неправильное вскармливание, и аномалии в строении органов артикуляции (неправильные прикусы, приросшие уздечки, высокое нёбо, редкозубье) и другие обстоятельства.

      Искажение звуков такими детьми характеризуется тем, что они не заменяют один звук на другой, например Р на Л, как это делают малыши. Они стараются «подстроиться» под задачу правильной передачи речевыми средствами своей мысли. Если недоступно произнесение звука Р, нормальная артикуляция которого достигается в русском языке вибрацией кончика языка, он произносит его с помощью вибрации голосовых связок (так называемое горловое Р). Будучи ненормативным (искажённым), такое Р всё равно будет отличаться от Л, которым раньше ребёнок просто заменял звук Р. В период физиологического косноязычия дети «спокойно» говорят вместо РАК –ЛАК, а ребёнок-дислалик не может себе этого позволить: он понимает, что смысл его высказывания воспринимается слушающими неправильно. Тогда он этот звук и искажает.

       Такое косноязычие, когда звуки речи не соответствуют языковым фонетическим нормативам, но правильно кодируют мысль, которую хочет выразить ребёнок, нельзя назвать физиологическим.

        Таким образом, если по какой-либо причине ребёнок не в состоянии воспроизвести артикуляционную позу, эквивалентную целостному фонетическому образу звука речи, то он «жертвует» теми её параметрами, которые не помешают передать фонематическую роль.

        Часто спрашивают, передаётся ли Дислалия по наследству. Конечно же, нет. Хотя по наследству может передаться генетически сходное строение речевого аппарата, обусловливающее именно такую, а не иную приспособительную артикуляционную позу. Кроме того, дети могут просто подражать плохо говорящим родителям, если речь других людей они слышат не в большом объёме.

учитель-логопед: Сивакова Н.А.

 

  "Нарушение речи-дизартрия"
20.01.2020

В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаютсядети, нарушения речи которых схожи с проявлениями сложных форм дислалии, но с более длительной и сложной динамикой обучения и коррекции речи. Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений: нарушения двигательной сферы, пространственного гнозиса, фонетической стороны речи (в частности просодических характеристик речи), фонации, дыхания и другие, что позволяет сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы.

Опыт практической и исследовательской работы показывает, что очень часто практикующие логопеды испытывают затруднения в диагностике легких форм дизартрии, ее дифференциации от других речевых расстройств, в частности - дислалии, в определении путей коррекции и объема необходимой логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии. Учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в настоящее время назрела очень актуальная проблема - проблема оказания квалифицированной логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии.

В педагогической практике наиболее часто встречается псевдобульбарная форма дизартрии, которая возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Вследствие большой вариативности и комбинантности поражения двигательных проводящих путей черепно-мозговых нервов симптоматика псевдобульбарной дизартрии довольно разнообразна и неоднородна: наряду с центральными спастическими параличами и парезами мышц наблюдаются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса (в основном в виде мышечной гипертонии), различные гиперкинезы и другие двигательные нарушения. Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального, нательного и раннего постнатального периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:

•      токсикоз беременности;

•      хроническую гипоксию плода;

•      острые и хронические заболевания матери в период беременности;

•   минимальное    поражение    нервной    системы    при    резус-конфликтных ситуациях матери и плода;

•      легкую асфиксию;

•      родовые травмы;

•      острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.

Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей. В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают. В дальнейшем плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу. За обедом такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды.

Родители детей с легкими формами дизартрических расстройств отмечают, что в дошкольном возрасте они предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам, так что накормить такого ребенка становится настоящей проблемой.

учитель-логопед: Сивакова Н.А.

 «Двигательно-оздоровительные моменты»
15.11.19 
 
  Роль движений для развития психики чрезвычайно велика. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем старше ребёнок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.    Неуравновешенность возбудительно - тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения.
   Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти. Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток.     Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
   Физиологически обоснованным временем является 15-я минута занятия. Длительность физминуток  составляет 3-5 минут. Этого времени достаточно, что бы снять локальное утомление и значительно улучшить утомление детей.
 
                                        Требования к проведению физминуток:
 
   Упражнения должны подбираться в зависимости от темы занятия и быть разнообразными.
   Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, так как выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата.
   Предпочтение надо отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
 
                                         Виды  физкультминуток:
 
1.Упражнения для снятия общего локального утомления.
2. Упражнения для кистей рук.
3.Гимнастика для глаз.
4.Гимнастика для улучшения слуха.
5.Упражнения для профилактики плоскостопия.
6. Упражнения, корректирующие осанку.
7. Дыхательная гимнастика.
Упражнения для снятия общего и локального утомления:
  Чаще всего на практике используются физминутки под стихотворные тексты, например:
 
-Мы трудились и устали, а теперь мы дружно встали,
ручками похлопали, ножками потопали.
Чуть покружимся бочком и трудиться вновь начнём.
 
- Упражнения «Гномики и великаны»,  «Ветер дует нам в лицо…», «Села киска в уголочек…»,
«Часики»: -Тики - так, тики - так-так ходики стучат (наклоны головы вправо-влево в такт словам).
-Туки - так, туки - так – так колёса стучат (поочерёдно правой и левой рукой описать перед собой круг).
-Токи - ток, токи - ток  - так стучит каблучок (стучат каблуками).
 
                                            Упражнения для кистей рук:
Сжать и разжать кулаки.
Вращение кистями рук в разные стороны.
«Пальчики здороваются».
« Коготки».
«Моем руки»  (дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук).
«Ребро, ладонь, кулак» (дети работают двумя руками одновременно).
«Бинокль или «Бабушка очки надела» (поочерёдно каждый палец на руках соприкасается с подушечками больших пальцев).
«Скворец».
«Лодочка», «Пароход».
«Лучики», «Замок».
«Лепим снежки» (дети «лепят снежки» и бросают точно в цель).
 Массаж каждого пальчика на руке: «Этот пальчик хочет спать…».
« Деревья» (дети изображают деревья, подняв руки .вверх. Сначала поникли листочки.- опускаем пальчики. Потом веточки-кисти,  ветви-предплечья,  деревья уснули - опускаем руки).
«Гармошка», «Игра на пианино».
                                               
                                                Гимнастика для глаз
   90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Нагрузка на глаза современного ребёнка огромна, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а особенно детям в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения  разработаны следующие упражнения:
   Гимнастика для глаз на офтальмотренажёре (на схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым  должен двигаться взгляд: вверх-вниз, влево -вправо, по кругу. Каждая траектория  отличается от остальных по цвету. Упражнения  выполняются  стоя).
   Использование разного рода фигур и линий, по которым дети бегают глазами (на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры -   восьмёрки, овалы, ромбы и т.д. При этом, желательно упражнениям придавать     игровой характер - бабочка на конце указки). Взять в руки яркий предмет и поводить перед детьми.
                 
                                              Гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко:
1.Пальминг (центр ладони должен быть над центром глазного яблока).
2.  Вверх-вниз, влево – вправо.
3. Описать глазами круг, затем квадрат.
4. «Покорчим  рожи» (гримаса ёжика - губы вытянуты вперёд, влево- вправо, вверх-вниз, потом по кругу). Затем можно предложить изобразить Бабу Ягу, волка, мартышку и др. 
 
                                             Гимнастика для улучшения слуха:
     Работа над улучшением зрения положительно сказывается на слухе и наоборот.
Пригибаем верхнюю часть уха вниз, разгибаем, снова пригибаем, словно бы раскатывая ушко.
Дёргаем себя за ушки вниз 20 раз
Массируем мочки ушей
Тянем ушки в стороны -20 раз
                                             
                                          Упражнения, корректирующие осанку:
     Неправильная поза во время занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить.
 
«Ели, ёлки, ёлочки» (стоя на носках руки вверх; руки в стороны, ступни прижаты к полу; присесть, руки вперёд). Следить за спиной, спина прямая.
«Аист» (спина прямая, дети поочерёдно плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, руки на поясе, спина прямая).
 -Аист, аист длинноногий покажи домой дорогу.
 Аист отвечает:
 -Топай правою ногой, топай левою ногой.
  Снова правою ногой, снова левою ногой
  и тогда придёшь домой.
   Равновесие (выполняется как сидя, так и стоя. Дети садятся прямо, распрямляют плечи, кладут себе на голову тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считают до 10).
 
                                         Упражнения для профилактики плоскостопия
1. «Балерина» (сидя на стульчиках упереться пальцами ног в пол и делать маленькие шажки, как балерина на пуантах).
2. Поочерёдное поднимание носков и пяток.
Поочерёдное разведение носков и пяток.
Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже.
«Цапля».
 Ходьба на носках, спина прямая.
«Медвежонок». (ходьба на внешней стороне стопы. а затем на внутренней. Руки на поясе).
                                                     
                                          Дыхательная гимнастика
  Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии.
 
«Чудо-нос»
-Носиком дышу, дышу свободно.
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание…
Раз. Два, три, четыре - снова дышим глубже, шире.
 
                                          Дыхательная медитация
Сесть прямо. Закрыть глаза, представить, что вдыхаем аромат цветка.
«Охота»
Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т.д.)
«Шарик»
Воспитатель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт 1, 2, 3, 4-дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.
 
                                       Cкороговорки музыкальные.
После глубокого вдоха поётся любой слог, например: бе-бе-бе. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью закончится.
«Каша кипит» (вдыхаем воздух через нос, на выдохе произносим слово «пых». Повторить 8 раз.)
«Ветерок» (поднять голову вверх - вдох. Опустить голову на грудь-выдох.
подул тихий ветерок).
Поднять голову вверх - вдох. Опустить голову на грудь, сдуть ворсинку (подул нежный ветерок).
Поднять голову вверх - вдох. Опустить голову на грудь и задуть свечи (подул сильный ветерок).
 

 

                                                                                                                      Составила учитель - логопед Корниченко Е.А.
5 логопедических проблем

 

21.02.19

Первое слово, фраза, а затем и первое связное высказывание— очень важные вехи во взрослении каждого ребенка. Ведь освоение речи— один из главных признаков полноценного психического развития малыша. Но не всегда этот процесс идет гладко.

Задержка речевого развития

Это более позднее или более медленное по сравнению с возрастными нормами овладение устной речью. Задержка речевого развития очень распространена среди детей раннего возраста. Ее важно как можно раньше отличить от сходных состояний, причина которых— в проблемах других высших психических функций или анализаторных систем. Отсутствие речи может быть следствием не выявленного нарушения слуха, интеллекта, эмоционально-коммуникативной сферы.

И не стоит думать, что можно спокойно ждать трехлетнего возраста, а потом речь сама появится. Да, такие случаи бывают, но часто происходит совсем другое: драгоценное время, когда нервная система была максимально восприимчива и способна к компенсации, проходит безвозвратно. Особенно печалят горе-специалисты, которые не могут оказать ребенку раннюю помощь, в том числе по стимуляции речи. Вместо этого они успокаивают родителей и убеждают подождать.

К трем годам словарь ребенка составляет около 1000 слов, а в его речи присутствуют развернутые фразы. Если уже в дошкольном возрасте ребенок значительно отстает от этих показателей, продолжает оперировать лишь отдельными словами, то это уже признаки не задержки речевого развития, а других нарушений речи или иных функций.

Непонимание обращенной к ребенку речи

Эта проблема более значительна, чем отсутствие у ребенка собственной речи. В раннем возрасте, в процессе интенсивного развития и усвоения речи и родного языка, ее понимание носит ситуативный характер. Это значит, что оно связано с конкретной деятельностью, которая осуществляется в данный момент времени. Это понимание и выполнение простых действий, связанных со знакомыми ребенку предметами («Кати мячик», «Сними колечко», «открой коробочку»), разученных жестов и действий («Ладушки», «До свидания», «Воздушный поцелуй» и так далее).

Если ребенок раннего возраста не понимает абстрактной речи, оторванной от наглядной ситуации, это допустимо. Но если он не реагирует на речь взрослого в принципе— это тревожный признак. А уж если мы говорим о ребенке дошкольного возраста, то это в любом случае должно вызвать беспокойство.

Отсутствие связной речи

Связная речь- это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание. Когда дошкольники оперируют лишь простыми отдельными фразами, это не тот уровень развития речи, который должен быть в этом возрасте. У таких малышей бедный словарный запас, они испытывают трудности в усвоении грамматических норм родного языка, им тяжело общаться со взрослыми и друг с другом.

Отдельная проблема, когда родителям может показаться, что речь есть, но на самом деле это не так— это эхолалия, повторение речи собеседника вместо формулировки собственного высказывания. Например, на вопрос «Какого цвета шарик?» малыш отвечает отраженно: «Какого цвета шарик?». А если вопрос альтернативный, то есть предполагает выбор из нескольких вариантов, то ребенок может повторить последнюю часть: «Шарик большой или маленький?- «Маленький». В раннем возрасте, с некоторыми оговорками, это еще допустимо: ребенок учится говорить, подражая взрослому, повторяя за ним. В дошкольном возрасте это всегда сигнал об определенных нарушениях в развитии, ведь ребенок не выражает собственные мысли, не участвует в диалоге.

Нужно подключать специалистов и искать причины этого явления. Они могут крыться в проблемах со слухом, с зонами коры головного мозга, которые отвечают за восприятие речи. Также они могут быть связаны с недоразвитием познавательной, интеллектуальной сферы ребенка.

Нарушение произношения

Дети могут произносить определенные звуки неразборчиво, искажают их, заменяют более легкими по артикуляции или просто пропускают. Насколько серьезна эта проблема для разных возрастов? Есть тревожные родители, которым хочется, чтобы ребенок сразу четко произносил все звуки. А если этого не происходит, спешат обратиться к логопеду. Не стоит столь строго относиться к ребенку раннего возраста: его артикуляционный аппарат еще формируется, и этот процесс завершится только в дошкольном возрасте.

Однако плохая разборчивость и качество речи могут быть вызваны речедвигательными нарушениями. Специалисту эта проблема видна уже впервые месяцы и годы жизни, и с этим не только можно, но и нужно как можно раньше начать логопедическую работу. В этом случае лучшими методами работы будут массаж артикуляционной мускулатуры, пассивная артикуляционная гимнастика (от активной она отличается тем, что не сам ребенок выполняет то или иное движение, а взрослый своими руками).

Что еще должно насторожить родителей? Общая смазанность речи, так называемая каша во рту, когда даже близким непонятно, что говорит ребенок, а также проблемы с голосом, речевым дыханием, интонацией, темпом и ритмом речи. Если у малыша есть проблемы с жеванием твердой пищи— это тоже может быть симптомом. Также стоит серьезно отнестись к обильному слюнотечению: если у ребенка уже прорезались все зубы, оно говорит о неврологической симптоматике.

Распад речи

Такая проблема встречается не так часто, как перечисленные выше, но не упомянуть о ней нельзя. Это частичная или полная утрата речевой функции: ребенок перестает говорить или начинает говорить хуже, чем раньше- это может касаться как содержания высказывания, так и его звукового оформления. И это может быть симптомом серьезных нарушений нервной системы: нарушения мозгового кровообращения, опухоли или воспалительных заболеваний в мозге, последствием травмы, судорог, энцефалита.

Важно не перепутать это состояние с мутизмом— отказом от речи при сохраненном речевом аппарате. Он может быть обусловлен патологическими процессами в области головного мозга, нервной системы; быть следствием сильного стресса или психологической травмы; может проявляться при смене обстановки или при общении с определенными людьми. Это не каприз, а именно проблема, которую поможет решить специалист.

Что делать?

Итак, вы обнаружили у ребенка как минимум одну проблему из этого списка. Первое, что вам нужно сделать,- исключить нелогопедические проблемы. Проверьте слух ребенка, для этого есть точные аппаратные методы. Самым распространенным видом анализа остроты слуха является аудиометрия. Благодаря ей можно получить анализы в виде графиков, где наглядно указывается вид заболевания и его степень. Невролог и дефектолог помогут уточнить сохранность интеллектуальных процессов. Врач может назначить процедуры для визуализации головного мозга, его структур и процессов. Психолог и психиатр установят или исключат расстройства аутистического спектра и другие эмоционально-коммуникативные проблемы.

Если вышеперечисленные нарушения исключены, то можно и нужно обращаться к логопеду. Впрочем, если одна из проблем подтвердилась, все равно ребенку потребуется коррекционно-логопедическая помощь. Просто она будет вестись параллельно с другими направлениями комплексной психолого-медико-педагогической работы.

Второе важное направление—развитие речи. В раннем возрасте оно происходит в процессе предметной деятельности при участии и направлении взрослого. В этот период ребенок накапливает значительную базу лексики и усваивает грамматические категории родного языка. В дошкольном возрасте речь развивается через игру, общение, диалог, в процессе взаимодействия не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Отдельным пунктом хочу выделить чтение. Если вы много читаете своим детям, если, вырастая, они и сами стремятся к книгам, то они будут обладать совершенно другим уровнем речевой культуры, грамотности, кругозора в принципе, чем не читающие малыши. Сейчас, к сожалению, дети стали читать гораздо меньше, потому что появилось слишком много других развлечений. Но в ваших силах «повернуть» ребенка к книгам.

Ничто так хорошо не прививает нормы родного, да и иностранного языка, как чтение. Когда ребенок много раз видел какое-то слово, напечатанное в книге, происходит «насмотренность», у него сформируется зрительный образ и он не ошибется в его написании. А когда малыш слышал слово много раз, но ни разу не видел, то он и напишет его как слышит, и наверняка ошибется, особенно если есть проблемы с фонематическим восприятием.

Почему все указанные проблемы так важно исправить в дошкольном возрасте? Потому что если их не решить вовремя, они обязательно проявят себя в школе— при чтении, письме, восприятии речи на слух, в образовательном процессе в принципе. Нарушения звукопроизношения и различения фонем родного языка на слух всегда порождают ошибки на письме. Чем более серьезны проблемы с пониманием и порождением речи, тем сложнее ребенку будет учиться. Будьте внимательны и терпеливы по отношению к своим детям!

учитель-логопед: Н.А.Сивакова

Если ребёнок не говорит?

14.11.18

      С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?

      Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В Институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т. е. сенсорная речевая зона.   Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания.

      Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

      Желаю удачи в развитии речи Ваших детей!

Учитель-логопед: Н.А.Сивакова

Что должен уметь будущий первоклассник

02.06.17

Развитие речи, чтение

Окружающий мир

Математика

Память и внимание

Логическое мышление

Мелкая моторика, художественное творчество

Развитие двигательных навыков

Учитель-логопед Сивакова Наталья Алексеевна

 
 
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой
24.03.16  09:39
 
   Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляцион­ная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
   Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляци­онная гимнастика.
 
   Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
 
1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.
 
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые
дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
 
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
 
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе.
 
4.  Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться гово­рить правильно, чётко и красиво.
 
   Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
 
   Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка.  На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2—3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения  5-6 раз
   Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для пр авильного звукопроизношения.
    Упражнения помогут отработать определённые положения органов ар­тикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности имен­но у вашего малыша.
     Рекомендации к проведению упражнений:
   Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
   Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем,чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
   Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра­ста и усидчивости ребёнка.
   Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
   К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­
ми, без подёргиваний.
   В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать поло­жение языка некоторое время без изменений.
   Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
 
                                                                                                           Желаем успехов!
 
                                                                                                            Учитель-логопед А.В.Неботова