Версия сайта для слабовидящих

Музыкальный руководитель

"Развитие речи у детей с помощью логоритмики"

11.04.19

Логоритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений.  Музыка  является  организующим началом, но тесно связана с движением и речевым материалом.    Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

Основные задачи логоритмики:

1. Развивать внимание, слуховое восприятие.

2. Развивать пространственную ориентировку.

3. Способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.

 Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить.

   Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.

Дома или в группе?

    Логоритмикой можно заниматься в группах детского сада, частных развивающих центрах и дома. Конечно, в компании ровесников малышу будет веселее, да и возможностей для подвижных игр тут гораздо больше. Но даже самый замечательный педагог не станет подстраиваться под вашего конкретного малыша. Дома же вы сами определяете, что, когда и как вы будете делать, – и это очень важное преимущество. Но в родных стенах вас подстерегает другая опасность: расслабленный малыш может запросто отказаться выполнять задания. Ну не воспринимает он маму как «начальника»! Тем не менее, начинать заниматься логоритмикой  дома: дайте малышу возможность спокойно освоить основные движения и научиться слушать музыку.

На зарядку становись!

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда ребенок будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

5. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

6. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

 7. Без музыки – никуда. Предлагаю подборку музыкального материала для логоритмических игр с детьми младшего дошкольного возраста.

8.Проявляйте творчество! Подбирайте саундтреки сами.

 Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.

Важно! Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

1. Игра «Прогулка» (развитие общей моторики) 
Музыка – Приложение №1Кукольный марш

По узенькой дорожке (ходьба на месте) 
Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги) 
По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе) 
И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове)

2. Игра «Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма)

Фонограмма «Капли дождя» №2

Взрослый сообщает ребенку, что пошел дождик  и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд. 
Как стучат большие капли? 
Правильно, они стучат медленно – кап, кап, кап, кап... 
А маленькие капельки как? 
Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап… 
Задача ребенка – проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

3. Пальчиковая игра «Домик» (развитие мелкой моторики) 

Фонограмма Р.н.м. «Ах вы сени»№3
На поляне дом стоит, (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончи¬ки пальцев) 
Ну а к дому путь закрыт. ( пальчики сложить в замок) 
Мы ворота открываем, (раскрыть пальчики, ладони параллельно друг к другу)

 В этот домик приглашаем. ( развести руки в стороны)

4. Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)

 Р.н.п. «Два веселых гуся» №4; «Капуста» №5; Р.н.п «Ладушки»№6; «Елочка» №7

 Пойте ее вместе с ребенком, даже если считаете, что медведь наступил на ухо вам обоим.

5. Игра «Ветер» №8 (нормализация мышечного тонуса, расслабление) 
Ветер дует нам в лицо 
И качает деревцо. (качать поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево) 
Ветерок все тише, тише. (медленно покачивать руками) 
Деревца все выше, выше. (тянуться вверх на носках, руки подняты вверх)

7. Упражнение «Вьюга»№9 (развитие речевого дыхания) 
 Как дует сильный ветер? (У-у-у…)

 Давай изобразим  самый долгий ветер? (Малыш после энергичного вдоха через нос на выдохе тянет звук «у-у-у...»

музыкакльный руководитель: Садчикова С.Н.

"Охрана детского голоса"

25.03.19

Голос детей в дошкольном детстве делятся, как минимум, на 3 природных типа: высокий, средний и низкий, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами звучания. Общий диапазон – это расстояние от нижней до верхней границы певческого голоса:

 

2–3года – ми – соль(3 зв.) 3–4года–ми–ля(4зв.) 4 –5 лет – ре–си (5 зв.) 4 – 5 лет - ре – си (5 зв), 5 – 6 лет – ре – ре (7 зв), 6 – 7 лет – до 10 зв. 



Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие, тогда они будут любить этот вид музыкальной деятельности.

Дети никогда не должны петь громко. Громкое, на пределе голосовых возможностей пение, «пение – крик» не соответствует ни анатомо –физиологическим возможностям детей, ни эталону звучания детского певческого голоса. Оно ставит под угрозу здоровье певческого аппарата.

Дети должны петь звонко, легко, средним по силе звуком. По сравнению с голосом взрослого, детский голос обладает уменьшенной силой, более узкими динамическим и звуковысотным диапазонами, несколько сниженной дикцией».

Начинать вокальные занятия с детьми необходимо с формирования правильной «певческой стойки» - положения корпуса и головы во время пения. Она способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.

У ребёнка должно быть сформировано ощущение свободно и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием начать петь. Ноги почти на ширине плеч, носки чуть развернуты в стороны. Корпус прямой, но свободный, опирающийся на твердые, но не напряженные ноги. Руки свободно опущены вдоль туловища. Голова держится прямо, шея ненапряженна.

Работа над певческим дыханием, которое является главным звеном певческого процесса. «Пение – это дыхание». Вдыхаем мы носом, как будто нюхаем розочку. Вдыхаем с удовольствием, на полуулыбке, берем не очень много воздуха. Он попадает в нижнюю часть наших легких, как бы надувая там «резиновый круг». Важно, чтобы во время вдоха не поднимались плечи.

Следующим моментом является сохранение состояния вдоха на протяжении всей музыкальной фразы. 3 года – 1 такт (2 секунды), 4 года – 2 такта (4 секунды), 5 лет – 3 такта (6 секунд), 6 лет – 4 такта (8 секунд)

Этот навык тоже формируется постепенно, по мере укрепления мышц, ответственных за состояние вдоха и мышц, поддерживающих «столб дыхания». «Столб дыхания» - непрерывно льющаяся струя воздуха –направляется вверх, «за зубки» -за верхние передние резцы и попадает в верхние резонаторы. Этому помогает упражнение с перышком или пушинкой, которая подвешивается на ниточке, прикрепленной к палочке. Дети делают первичный вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы пушинка, которая находится на небольшом расстоянии от лица на уровне рта, отклонившись от выдоха, не опадала. В процессе этого упражнения хорошо тренируется система дыхания, укрепляются дыхательные мышцы.

Перед тем, как педагог начинает работать над песнями, детей необходимо распеть. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.

Известно, что занятия пением, способствуют физическому развитию детей, укрепляют их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.

Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум, портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Педагогам следует проводить соответствующую работу с родителями: объяснять вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду. Надо предупреждать родителей, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженное в разгоряченном состоянии во избежании простуды, заболеваний голосового аппарата.

Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребёнка.

Музыкальный руководитель: Заварыкина И.А.

Музыка в общении с ребёнком

22.02.19  

Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в удивительный мир гармонии звуков.

- Создайте фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Сейчас выпускается много музыкальных записей импровизационно-романтического характера. Такую музыку можно слушать специально, включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку, процесс укладывания малыша спать и др.

- Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий. Такой аккомпанемент украсит и собственное исполнение песен, кроме того, можно сопровождать его фланелеграфным театром.

- Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.

- Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.

- Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений.

- Инсценирование – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию малышей.

- Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации – передающие то или иное состояние или на заданный текст – вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.

- Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления малыша, позволят расширить спектр домашнего музицирования.

- Бывая на природе, прислушивайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас – звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.

Музыкальный руководитель: Садчикова С.Н.

 
Музыка и малыши
14.01.19

Малыши - музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь, раньше, чем ходить. Сначала они поют так, как слышат. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении всё больше проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети (такую игру надо всячески поощрять) разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон, либо предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.

Это прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция, развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня - это не только музыка, но еще и стихи. Кроме того, раннее пение - путь к развитию музыкальности. Именно ручеек хорошей песни рано или поздно приведет вашего малыша к хорошей музыке, как серьезной, так и лёгкой.

Однако при обучении детей пению необходимо соблюдать некоторые правила:

Петь громко - не значит петь хорошо!

Несколько слов об особенностях голосового аппарата ребенка. Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. Таким образом, до этого возраста дети поют за счет тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь или, как выражаются музыканты, "сорвать". Поэтому маленьким нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду.

При совместном пении не заглушайте голос ребенка.

Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. В интересах ребенка спойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать его голос. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.

Не высмеивайте и не ругайте ребенка, если он поет фальшиво.

Это важно. Ребенок, особенно маленький, не уверен в своих возможностях, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Это, конечно, не значит, что нельзя поправить пение ребенка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом, или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.

Используйте игрушки и рисунки.

Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребенком песню "Зайка", возьмите игрушку-зайку и сопровождайте пение песни его движениями. Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку, положите перед ребенком рисунок деда мороза, снегурочки, или просто зимний пейзаж. Песенку о лете проиллюстрирует летний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе - изображения этих животных. Это помогает маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.

Музыкльный руководитель: Решетько Т.С.

Организация культурно - досуговой деятельности для дошкольников
10.03.18
 
   Культурно - досуговая деятельность в детском саду - одно из важнейших направлений в работе с дошкольниками. Оно формирует общую культуру ребенка, позволяет показать свои достижения в музыкально-художественной деятельности, интеллектуальном развитии, развивает творческие способности. Слово праздник пришло из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». По определению советского литературоведа М.М. Бахтина, любой праздник является первичной формой культуры и слагается из совокупности культуры игры, слова, движения и музыкального звука, а также моды, костюма, этикета, обычая, ритуала.
   В детском саду, в организации праздников и развлечений для воспитанников принимают участие музыкальные руководители, воспитатели, заместители заведующего, родители,    педагоги    дополнительного образования, родители, а иногда и другие сотрудники детского сада. Праздничные мероприятия - это не только яркие впечатления, позитивные эмоции, подарки. Это способ получения детьми знаний и опыта в различных образовательных областях. В праздничной атмосфере ребенку легче постичь неизведанное и расширить представления об окружающем мире, научиться красиво и грамотно говорить, считать, петь, рисовать, проявлять творческие способности. В культурно - досуговой деятельности можно выделить такие формы: праздники и развлечения; театральные представления; интегрированный досуг; литературная викторина; тематические вечера; просмотр учебных фильмов; игры-путешествия; фольклорные  праздники, развлекательноигровые программы, кроссворды и др. Традиционно праздники проводятся в музыкальном зале, на центральной площадке, есть небольшой опыт проведения праздника с выходом за территорию детского сада. Можно и нужно расширять пространство для культурно - досуговой деятельности. Проводить развлечения в группе, холле, групповых площадках, праздники - путешествия по всему детскому саду.
   Мы живем во времени, в котором есть безграничные возможности выбора любого тематического материала и сценариев (интернет, журналы для дошкольников, специализированные книжные магазины, интернет - магазины). Так же не сложно на сегодняшний день подобрать музыкальное сопровождение, фонограмму (интернет, специализированные магазины, фонотека детского сада). Вместе с музыкальным руководителем подобрать музыкальные произведения и разучить с детьми песни и танцы к празднику.
   В практике дошкольных образовательных учреждений продолжительность развлечений должна быть от 15 - 20 минут для детей младшего возраста, для среднего дошкольного возраста 25 - 30 минут, для детей старшего и подготовительного к. школе возраста до 50 минут. Следует тщательно продумывать программы развлечений: своевременно менять формы участия в ней детей, чередовать зрелищные, сюрпризные моменты с играми, танцами, аттракционами. Содержание досуга может основываться полностью на пройденной теме любого образовательного раздела программы, на усвоенных знаниях детей. Требуется только облачить содержание в художественную форму. Это такие праздники как «Веселые числа»; «Грамоте учиться - всегда пригодится»; «День семьи, любви и верности»; «Давайте дружить» и др.
   При планировании развлечений нужно чередовать их виды с учетом нагрузки детей: развлечения, трудоемкие по подготовке, с максимальным участием детей, следует чередовать с мероприятиями, подготовленными для детей взрослыми. Желательно привлекать к участию в развлечениях как можно больше ребят. Эта форма организации жизнедеятельности детей развивает их коммуникативные качества, сплачивает детский коллектив и в то же время позволяет ребенку проявить свои способности, в том виде художественной деятельности, которой он отдает предпочтение и в которой наиболее ярко проявляются его творческие способности.
   При всем многообразии тематики развлечений и праздников, в методике их организации можно выделить ряд особенностей, имеющих, важное  значение.
   Содержание мероприятия, как правило, объединяется единой темой.
   Подготовка сценария: выстраивание в определенной последовательности используемого материала.
В сценарий включают знакомый, ранее освоенный материал, который наиболее ярко и образно исполняется детьми.
При подготовке нежелательно повторять всю программу праздника в присутствии всех детей.
Организация культурного досуга и подготовка к нему должны отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.
   Ведущий должен обладать артистизмом, доброжелательностью, чувством юмора, находчивостью, инициативностью.
   Эффективность педагогической работы во многом зависит от анализа качества проведенного мероприятия.
 
                                                                                           Музыкальный руководитель  Садчикова С.Н.