Версия сайта для слабовидящих

Музыкальный руководитель

Консультация для педагогов
«Организация культурно - досуговой деятельности для дошкольников»
10.03.16 08:42
 
   Культурно - досуговая деятельность в детском саду - одно из важнейших направлений в работе с дошкольниками. Оно формирует общую культуру ребенка, позволяет показать свои достижения в музыкально-художественной деятельности, интеллектуальном развитии, развивает творческие способности. Слово праздник пришло из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». По определению советского литературоведа М.М. Бахтина, любой праздник является первичной формой культуры и слагается из совокупности культуры игры, слова, движения и музыкального звука, а также моды, костюма, этикета, обычая, ритуала.
   В детском саду, в организации праздников и развлечений для воспитанников принимают участие музыкальные руководители, воспитатели, заместители заведующего, родители,    педагоги    дополнительного образования, родители, а иногда и другие сотрудники детского сада. Праздничные мероприятия - это не только яркие впечатления, позитивные эмоции, подарки. Это способ получения детьми знаний и опыта в различных образовательных областях. В праздничной атмосфере ребенку легче постичь неизведанное и расширить представления об окружающем мире, научиться красиво и грамотно говорить, считать, петь, рисовать, проявлять творческие способности. В культурно - досуговой деятельности можно выделить такие формы: праздники и развлечения; театральные представления; интегрированный досуг; литературная викторина; тематические вечера; просмотр учебных фильмов; игры-путешествия; фольклорные  праздники, развлекательноигровые программы, кроссворды и др. Традиционно праздники проводятся в музыкальном зале, на центральной площадке, есть небольшой опыт проведения праздника с выходом за территорию детского сада. Можно и нужно расширять пространство для культурно - досуговой деятельности. Проводить развлечения в группе, холле, групповых площадках, праздники - путешествия по всему детскому саду.
   Мы живем во времени, в котором есть безграничные возможности выбора любого тематического материала и сценариев (интернет, журналы для дошкольников, специализированные книжные магазины, интернет - магазины). Так же не сложно на сегодняшний день подобрать музыкальное сопровождение, фонограмму (интернет, специализированные магазины, фонотека детского сада). Вместе с музыкальным руководителем подобрать музыкальные произведения и разучить с детьми песни и танцы к празднику.
   В практике дошкольных образовательных учреждений продолжительность развлечений должна быть от 15 - 20 минут для детей младшего возраста, для среднего дошкольного возраста 25 - 30 минут, для детей старшего и подготовительного к. школе возраста до 50 минут. Следует тщательно продумывать программы развлечений: своевременно менять формы участия в ней детей, чередовать зрелищные, сюрпризные моменты с играми, танцами, аттракционами. Содержание досуга может основываться полностью на пройденной теме любого образовательного раздела программы, на усвоенных знаниях детей. Требуется только облачить содержание в художественную форму. Это такие праздники как «Веселые числа»; «Грамоте учиться - всегда пригодится»; «День семьи, любви и верности»; «Давайте дружить» и др.
   При планировании развлечений нужно чередовать их виды с учетом нагрузки детей: развлечения, трудоемкие по подготовке, с максимальным участием детей, следует чередовать с мероприятиями, подготовленными для детей взрослыми. Желательно привлекать к участию в развлечениях как можно больше ребят. Эта форма организации жизнедеятельности детей развивает их коммуникативные качества, сплачивает детский коллектив и в то же время позволяет ребенку проявить свои способности, в том виде художественной деятельности, которой он отдает предпочтение и в которой наиболее ярко проявляются его творческие способности.
   При всем многообразии тематики развлечений и праздников, в методике их организации можно выделить ряд особенностей, имеющих, важное  значение.
   Содержание мероприятия, как правило, объединяется единой темой.
   Подготовка сценария: выстраивание в определенной последовательности используемого материала.
В сценарий включают знакомый, ранее освоенный материал, который наиболее ярко и образно исполняется детьми.
При подготовке нежелательно повторять всю программу праздника в присутствии всех детей.
Организация культурного досуга и подготовка к нему должны отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.
   Ведущий должен обладать артистизмом, доброжелательностью, чувством юмора, находчивостью, инициативностью.
   Эффективность педагогической работы во многом зависит от анализа качества проведенного мероприятия.
 
                                                                                           Музыкальный руководитель  Садчикова С.Н.